Продвижение игры в интернете
В этой статье я постараюсь описать наш опыт в продвижении WitchCraft в интернете (возможно где-то мы делали ошибки, но это наши ошибки, от которых не убежать).
Пока WitchCraft проходила сертификацию в магазине приложений Windows Phone - нам нужно было подготовиться к тому моменту, когда игра станет доступной и любой желающий сможет ее скачать и установить себе на телефон.
На самом деле о продвижении игры мы думали задолго до этого момента, но основные действия мы начали делать за месяц до релиза (в приоритете у нас было сделать прежде всего качественный проект).
Естественно никаких маркетинговых бюджетов у нас не было и все необходимо было делать собственными силами. Но на тот момент у нас была следующая тактика продвижения:
-
Нужно было сделать хороший сайт компании и проекта (сайт на котором вы сейчас находитесь), который легко найти и на котором интересно находится.
-
У большинство игр под мобильные платформы есть свой собственный трейлер (ролик), который коротко и лаконично рассказывает о чем эта игра и как в нее играть. Я так увлекся этой работой, что вместо одного трейлера у нас появилось два=) Эти трейлеры можно посмотреть на главной странице нашего сайта.
-
Сегодня без социальных сетей никуда и нужно было создать группы и страницы нашей команды и проекта на самых популярных социальных площадках. На данный момент мы активно поддерживаем и развиваем следующие странички:
http://vk.com/brainypro
https://www.facebook.com/brainystudio
https://twitter.com/brainy_studio
http://www.youtube.com/user/brainystudio
http://instagram.com/brainystudio/
https://vimeo.com/channels/brainystudio
Если вы еще не присоединились к нашим группам в VK, FB и не читаете нас в Twitter - то самое время сделать это. Там мы будем публиковать интересные и свежие материалы (статьи из блога, рецензии с профильных сайтов, бонусы и т.п.) по игре и по нашим будущим проектам. -
Создать базу интернет-площадок (в том числе и группы в социальных сетях), где бы мы хотели, чтобы появился обзор нашего проекта и подготовить для них эксклюзивные материалы (тексты, скриншоты, видео, бонусы и т.п.), которые помогут журналистам написать качественные и уникальные обзоры игры. И начать общаться с ними по поводу публикации.
-
Для ленивых журналистов и изданий мы подготовили свой пресс-релиз и обзор игры, который вы можете прочитать в специальном разделе на сайте или по этой ссылке.
-
Также у нас возникла идея сделать красивые обои по игре с QR кодом, который ведет на страницу игры в магазин приложений. Что получилось можно посмотреть ЗДЕСЬ. Также мы будем очень рады, если вы скачаете эти обои для рабочего стола и будете их использовать. И все это абсолютно бесплатно!!!
-
Обязательной программой для нас будет публикация статьи про разработку игры на http://ru.wikipedia.org и http://habrahabr.ru/ из тех материалов, что появились у нас в БЛОГЕ.
По поводу пиратства:
С ним мы решили не бороться, но отслеживать в интернете появление взломанных версий игры и оставлять там комментарии с просьбой купить игру, если она понравиться пользователю. К примеру, на http://4pda.ru/ взломанный xap-файл игры появился на следующий день после релиза. Этого можно было избежать если бы мы на опережение создали тему на форуме с описанием нашей игры и выложили туда официальный XAP-файл.
Платные обзоры и реклама.
Как я уже говорил выше у нас нет денег на продвижение игры, поэтому мы все делаем сами. Как потом оказалось, многие сайты из нашего списка "где мы хотим, чтобы появился наш обзор" делают их только за достаточно большие для маленькой студии деньги. Некоторые сайты просят деньги даже за то, чтобы давить вашу игру в свой каталог - причем иногда возникают сомнения в эффективности таких трат. К примеру, сайт просит за добавление игры в свой каталог 3000 рублей и при этом уникальных пользователей, которые на него заходя в день меньше 100 человек.
Очень забавная ситуация произошла с одним порталом, на котором любой желающий мог написать обзор игры и если этот обзор был хорошим, то он попадал из песочницы в основную ленту сайта (по принципу хабра). Т.к. у нас уже был готовый к публикации материал об игре - я решил от своего имени опубликовать этот обзор "в песочнице". Через какое-то время пришло письмо от модератора, о том что обзор хороший, но жутко маркетинговый и в нем есть "джинса" и если ее выпилить, то все будет окей. Я написал, что это можно без проблем сделать - а обзор получился таким только потому, что мы сами разработчики проекта и ругать свое детище, как-то не получается. На что получили ответ, что в таких случаях можно было написать в редакцию и заплатить за обзор.
Как я уже говорил выше, денег на маркетинг у нас в принципе не было и поэтому мы попытались воспользоваться этой бесплатной возможностью рассказать об игре на этом сайте. На что мне ответили, что если у нас на сайте висят хорошие партнеры и есть деньги на "продакшн" видео - то заплатить за обзор нам не составит труда, а наш материал они бесплатно публиковать не будут.
Мне только оставалось развести руками и порадоваться тому, что у нас получилось сделать качественные материалы для продвижения игры, которые заставляют некоторых людей думать, что у нас огромные бюджеты и мы можем многое себе позволить =)
Работа с комментариями и отзывами.
Суть заключается в том, что каждый день с утра мы открываем страницу нашей игры в магазине и смотрим новые отзывы и оценки. Мы получали хорошие отзывы от наших друзей и знакомых, но немного погодя ситуация изменилась и нам стали писать уже незнакомые (как мы думаем) люди. Смешно было задавать самим себе вопросы: "- А что за Сергей? Кто-нибудь знает Сергея?”.
Само собой, не обошлось без отрицательных неадекватных отзывов с оценкой в 1 звезду. Один раз у нас был отзыв оскорбительного содержания, содержавший ненормативную лексику. Мы написали в службу тех. поддержки Microsoft, которая достаточно быстро удалила его. Это было обидно, но сколько людей столько и мнений.
Что касается форумов и сайтов с обзорами - там мы старались вести беседу с пользователями, у некоторых появлялись вопросы, на которые мы отвечали так быстро , как могли. Но этих сайтов становилось с каждым днем все больше и следить становилось сложнее, хотя до сих пор мы стараемся отслеживать комментарии пользователей и исходя из них делать выводы для себя!
Часть работы по продвижению игры уже сделана, пока сложно оценить ее эффективность - но обзоры нашей игры появились уже на многих площадках:
- http://www.iguides.ru/main/apps/obzor_igry_witchcraft_dlya_windows_phone/
- http://www.wp7app.ru/witchcraft
- http://toptapp.com/ru/288-witchcraft-rus.html
- http://wp7forum.ru/witchcraft-igra-dlya-windows-phone-ot-prizerov-imagine-cup/
- http://wpand.net/2013/10/21/witchcraft-dlya-windows-phone/
- http://pdalife.ru/witchcraft-windows-a6540.html
- http://windows-phone-7.su/game-xbox/1679-witchcraft.html
- http://wp-seven.ru/igry/e-kshen-i-priklyucheniya/witchcraft-rus-v1-0-0-0.html
- http://win7mango.ru/wp7-igry/575-witchcraft-dlya-windows-phone.html#page
Огромное спасибо этим за сайтам за помощь и поддержку в продвижении нашего проекта! Результаты этой работы дали свои плоды в магазине приложений и WitchCraft сейчас на данный момент попадает в топ-5 платных игр и новое (конечно все эти процессы динамичны, но как минимум игру стало очень легко найти).
Также БОЛЬШОЕ спасибо Microsoft за бесплатное продвижение. WitchCraft попала в две коллекции - "Волшебники и Рыцари" и "Веселого Хэллоуина":
Уже несколько раз игра попадала в категорию "рекомендуемое", становилось игрой и приложением дня и была на главной странице магазина приложений.
Надеюсь эта практика продолжится=) Ведь очень приятно видеть свою игру сразу, как только ты открываешь магазин приложений.