Участие в программе AppCampus
Всем привет, меня зовут Дмитрий Огородников, с марта-апреля 2014 года я работаю в пермской игровой студии Brainy Studio, в июле 2014 нам удалось покорить крупнейшие в мире технологические соревнования Imagine Cup 2014 с прототипом нашей игры. О том, как это было, вы можете почитать в этой статье на хабре. Кроме этой победы мы тогда узнали, что наконец прошли в программу AppCampus и что в сентябре нам предстояло пройти двухнедельную стажировку в Финляндии в университете Аальто. Это означало, что игра TurnOn будет жить, причём поможет нам в этом крупнейший в мире акселератор мобильных приложений, организованный совместными силами Microsoft и Nokia. Но пойдём по порядку.
Что такое AppCampus и MAAC
Итак, AppCampus впервые была организована в мае 2012 года, ее продолжительность должна была составить 3 года, одной из её целей стало способствовать разработке качественных приложений на новой тогда ОС Windows Phone, в тот момент только вышли первые Nokia Lumia. Программа существует и сейчас, в данный момент идёт процесс принятия решения о продлении или закрытии.
Участие даёт возможность получения гранта в размере 20 000, 50 000 и 70 000 евро в зависимости от сложности приложения, обязательным условием участия является наличие зарегистрированной компании, весь процесс участия в программе делится на несколько этапов:
- Подача онлайн-заявки;
- Подготовка дизайн-документа финальной версии приложения;
- Получение 30% гранта как результат одобренного диз-дока;
- Подготовка приложения к релизу, двухнедельная стажировка в образовательном акселераторе AppCademy, контроль качества экспертной командой программы, выпуск приложения;
- Получение 70% гранта;
- Компания выхода на платформе, 90 дней эксклюзивности на Windows Phone;
- Обратная связь.
В 2013 году мы разрабатывали свою первую игру WitchCraft и готовились к участию в Imagine Cup, тогда впервые и услышали об AppCampus. Мы обратились к официальному сайту программы, заглянули во все разделы, изучили критерии попадания в программу, и без особой надежды на успех в первый раз подали заявку. Результат был логичным, мы не прошли, но точно усвоили для себя, что будем пытаться снова.
В 2014 году мы решили снова участвовать в Imagine Cup уже с новой игрой TurnOn. К середине мая мы уже успешно преодолели региональный и российский этапы и ждали квалификации на международный финал, в этот момент Microsoft совместно с Nokia объявили о проведении другого мероприятия - Mobile App Acceleration Camp (MAAC), призванное помочь стартапам получить финансирование от AppCampus. В течение двух дней группа экспертов в сфере дизайна, маркетинга, технологий и бизнеса должна была помочь участникам внести все необходимые улучшения в прототип или идею приложения. Участие в MAAC максимально повышало шансы на получение гранта AppCampus. Мы попали в шорт-лист и в середине мая поехали в Москву. Там мы во второй раз сформировали заявку, постарались учесть все ошибки предыдущей попытки и получили большое количество полезных советов, но снова не получили положительного ответа, впрочем не получили вообще никакого.
6 июня нам сообщили, что мы будем представлять Россию на финале Imagine Cup в Сиэтле, в рамках финала было еще несколько номинаций, за которые могли побороться все участники, среди них и AppCampus Awards. Мы немного подчистили и в третий раз отправили заявку. О том, что мы наконец попали в программу, мы узнали за несколько часов до объявления результатов международного финала Imagine Cup в Сиэтле.
Сказать, что мы были рады - ничего не сказать! Резюмируя эту часть: подготовка заявок раз за разом выматывала, отсутствие обратной связи о том, что с нами не так, обескураживало. Сказывалось отсутствие опыта участия в подобных программах, не хватало владения английским языком и понимания нашей бизнес-модели, с которой мы планируем выходить на рынок, но мы были настойчивы и не опускали руки. Наверное, на решение взять нас в AppCampus, сильнее всего повлияли наше участие и уровень подготовки в финале Imagine Cup, но тем не менее все формальности с заявочным этапом были соблюдены, а значит нам наконец удалось формализовать все наши задумки и мысли на бумаге.
Подача заявки
Отдельно стоит поговорить о заявке, которая рассматривалась по определённым критериям:
- Необходимо иметь видение конечного продукта и MVP отдельно, наличие подтверждается так называемым проектным предложением (Project Proposal);
- Рекомендуется, чтобы приложение было эксклюзивом для платформы;
- Понимание бизнес-модели, рынка и ключевых конкурентов;
- Приложение должно иметь набор ключевых преимуществ, отличающих ваше приложение от конкурентов;
- У команды, претендующей на грант, должен быть опыт разработки приложений на Windows Phone или иных платформах, этот опыт должен быть подтверждён числом установок ваших предыдущих приложений;
- Наличие прототипа/демо-версии приложения, видео- и другие материалы приветствуются;
- Наличие календарного и маркетингового планов разработки приложение приветствуется.
Заявка готовилась исключительно на английском языке, кроме того потребовалось хранилище данных, где можно было бы собрать всю ключевую информацию по заявке, так как прицепить все к письму не представлялось возможным. Эта задача была решена с помощью собственного сайта, где мы разместили большую часть такой информации, а также использовали Dropbox посредством возможности делиться ссылками.
Подготовка заявки и попытка ответить на все ее вопросы и удовлетворить критериям заставили нас обратить внимание на слабые места в разработке нашей игры, нам удалось систематизировать нашу работу, изменить некоторые процессы в команде, при любом исходе мы получали детализированный план действий, который теперь благодаря поддержке программы постепенно реализуется.
Победа
Участие в AppCademy
Теперь после положительного решения и соблюдения формальностей мы стали готовиться к поездке. Мы подали документы на визу, нам удалось получить полугодовую бизнес-визу в Финляндию благодаря официальным приглашениям, и купить билеты. Участие в программе предполагало участие одного официального участника команды, расходы до 1000 евро которого брала на себя принимающая сторона. Частичная занятость и трудоустройство в университете ПНИПУ помогло нам оформить командировку на ещё одного человека, таким образом все дорожные расходы и расходы проживание мы покрыли.
14 сентября я и Женя Ромин отправились в Хельсинки через Москву, к вечеру мы разместились в хостеле, незадолго до отъезда мы получили календарный план мероприятий, по картам нашли место, куда на следующий день нам необходимо было приехать. Кроме нас в осенний набор попали ещё 18 команд из Италии, Чили, Испании, Финляндии, Бразилии, Таиланда, Вьетнама, Венгрии, Сингапура и Тайвани, некоторые из них уже впрочем успели получить 30% гранта, так как получили положительный ответ весной, а не как - мы летом.
Рано утром мы отправились на место, по пути из окон можно было наблюдать офисы Supercell, Rovio и штаб-квартиру Microsoft в Финляндии и вдохновляться. AppSpase разместился в одном из кампусов университета Аальто в городе Эспоо, примерно в 30 минутах на автобусе от Хельсинки.
-
отработали питчи перед и во время почти ежедневных встреч с потенциальными инвесторами, журналистами и экспертами программы;
-
изучили гибридную модель Canvas для мобильных приложений и принцип Lean Startup;
-
доформировали необходимые документы по участию в программе и получили представление о том, как должен выглядеть дизайн-документ;
-
прослушали большое количество мастер-классов и тренингов о том, как выходить на рынки различных стран, использовать различные сервисы по метрике и сбору аналитики, в каком виде организуется поддержка и фичеринг приложений и др.
Следующие 3 дня мы провели в Таллинне, куда отправились на потрясающем пароме.
Там мы приняли участие в Game Jam Tallinn, по сути это был международный хакатон, в результате работы которого сформированные там же команды представляли игры, собранные за 48 часов, главный приз в 1000 евро наличными разделила между собой команда, в составе которой были участники AppCampus из Вьетнама и Бразилии, судя по их страничке на фейсбуке, вы даже можете скачать и поиграть в "Color Ninja".
В Таллинне нам удалось немного передохнуть от очень полезного образовательного интенсива первых дней стажировки, здесь мы смогли посмотреть небольшую, но безумно красивую столицу средневековой Эстонии, погулять по ее центру, посидеть в атмосферных заведениях старого города и даже поесть медведя, насладиться видами динамично развивающейся европейской столицы.
В воскресенье вечером на том же пароме мы отправились обратно в Хельсинки, где нас ждала еще целая неделя плотной работы. Первым делом мы посетили штаб-квартиру Microsoft в Финляндии, где нам рассказали о том, куда сегодня движется компания, побывали в музее Nokia и попили бесплатного кофе. Забавно, хоть и ясно почему: до переименования Nokia Lumia в Microsoft Lumia оставалось меньше месяца, а нам никто ни словом об этом не обмолвился. Но, побывав там, абсолютно очевидно, что с приходом Microsoft этот в своё время мобильный гигант получил совершенно новую жизнь (не на правах рекламы, а всего лишь личное мнение).
Далее нас ждали в том же беспощадном режиме еще целая серия мероприятий, посвящённых вопросам монетизации приложений на площадке Windows Phone, связям и работе с профильными СМИ, а также некоторым иным средствам и инструментам по продвижению. С каждым сотрудником программы нам удалось пообщаться лично в рамках сессий 1on1s, стоит отметить, что некоторые члены экспертной команды в прошлом - такие же стартаперы, которые достигли определённого успеха, внедряя свои приложения на платформу.
Знаковым событием для всех участников стало посещение альма-матер Angry Birds - всемирно известной компании Rovio Mobile Ltd., чей офис располагается недалеко от университетского кампуса (кстати все здание принадлежит Rovio). Менеджер компании по Бразилии рассказал нам об особенностях латиноамериканского рынка, а также о последних новинках бренда (как раз готовили к релизу Angry Birds: Transformers).
В течение последнего дня проходила небольшая выставка проектов-выпускников AppCademy, ее посетили большое количество журналистов и профессионалов отрасли, были подведены итоги прошедшей стажировки, вручены сертификаты о ее прохождении.
Вечером после выставки нас с Женей пригласили в Rovio познакомиться с Питером Вестербакой, Могучим Орлом "злобных птиц", который фактически является кофаундером компании и ее лицом, идейным вдохновителем, а также директором по маркетингу. Встреча прошла в неофициальной обстановке, чтобы не будоражить умы, результаты встречи оставим пока при себе. Сказать могу только одно: общение с Питером дало огромный заряд мотивации как можно скорее выпускать TurnOn.
На следующий день все участники стали постепенно разъезжаться по домам или посмотреть город, так как времени на это за две недели практически не было. Бразильцы отправились в Санкт-Петербург, воспользовавшись возможностью посетить северную столицу в течение трёх дней при наличии европейской визы, а мы поехали домой полные сил и мотивации работать.
Заключение и выводы
В заключении хочется выразить слова благодарности команде AppCampus и всем ее участникам осеннего набора. Многие читатели, особенно поклонники iOS/Android скептично относятся к Windows Phone, говоря, что эта платформа бесперспективна. Мы, являясь молодой игровой инди-студией, определённо планируем выход на альтернативных WP платформах, однако именно на Windows Phone мы обнаружили для себя возможности для старта и создания компании, лояльность Microsoft к молодым стартапам притягивает и мотивирует расти, а поддержка и фичеринг подкрепляют намеченный результат. В конечном итоге, будет здорово, если в краткосрочной перспективе мы с нашей игрой TurnOn, которая недавно вышла на Windows Phone, а по истечению срока эксклюзивности выйдет на остальных платформах, окажемся в одном ряду с разработчиками таких хитов, как Monument Valley, Rayman Legend и Tales from Space: Mutant Blobs Attack.
Сейчас, когда мы прошли контроль качества от компетентной команды программы, выпустили игру и ожидаем получения второй части гранта, мы с нетерпением ждём ваших отзывов от нашей игры, кроме того мы открыты к общению и приглашаем всех желающих следить за нашим развитием в социальных сетях и в нашем блоге. Кроме того мы будем рады увидеть новые, интересные обзоры на TurnOn.
Нас можно найти здесь: https://www.appcampus.fi/apps/
Блог - http://brainy.pro/
ВК - https://vk.com/brainystudio
FB - https://www.facebook.com/brainystudio
TW - https://twitter.com/brainy_studio
Instagram - http://instagram.com/brainystudio
YouTube - http://www.youtube.com/user/brainystudio
Vimeo - https://vimeo.com/channels/brainystudio